How to create
an agricultural cooperative

How to create an agricultural cooperative
Agricultural consumer cooperatives

The cooperation of small and medium-sized agricultural producers is carried out through the creation of special legal entities - agricultural consumer cooperatives (hereinafter referred to as "ACC"). The activity of the ACC is regulated by the Federal Law of 08.12.1995. No. 193-FL "On Agricultural Cooperation" (hereinafter - Federal Law No. 193-FL).

An ACC is a non-profit organization, whose members are agricultural goods producers (agricultural enterprises, peasant farms, owners of private household plots), who independently own the means of production (including land), use them, produce agricultural goods that belong to them on the basis of ownership, dispose of proceeds from sales.

The creation of an ACC allows to combine one or several functions, their implementation being less profitable for each member of an ACC separately. At the same time, not less than 50% of the volume of work (services) performed by the servicing, processing, marketing (trading), supplying, horticultural, gardening and livestock cooperatives should be carried out for the members of these cooperatives.

Two or more production and (or) consumer cooperatives can form ACCs of subsequent levels, including all-Russian and international consumer cooperatives. Only cooperatives of the previous level can become members of an ACC of the next level.

The idea behind registration of an ACC is to unite one or several functions, if their fulfillment is less beneficial for each member of a cooperative separately, than for them together. The purpose of creating an ACC is to increase the welfare of its members -independent agricultural producers - due to economies of scale. It is only possible to turn economies of scale into increasing the incomes of agricultural producers, because the "customers" of the cooperative and its "owners" are the same people: this is one of the most important principles of cooperation.

ACCs are divided into types depending on the services they provide to their members:

- processing;

- supplying;

- marketing;

- servicing;

- gardening, horticultural and livestock-breeding.

In creating an ACC there are general and specific features.

The general features include the very process of preparing and carrying out state registration.

An ACC, unlike an Agricultural Consumer Credit Cooperative (hereinafter referred to as ACCC), may be established by at least 2 legal entities or at least 5 individuals (for an ACCC these restrictions are 5 or 15 respectively). The creation of a cooperative is formalized by a protocol that is submitted to the territorial Tax Inspectorate together with a notarized application in the form of P11001, the charter and a payment order for the state fee.

To the specific features of the creation of an ACC refers the achievement by members of the cooperative of a mutual agreement on the following issues.

The essence of the cooperative. Members must clearly understand what the effect will be and how it will arise. This aspect should be reflected in the feasibility study of the cooperative (FS, sometimes called "a business plan").

Sources of financing of the cooperative. A cooperative can be financed either by membership dues, or at the expense of a trade margin (by analogy with a commercial organization), or by a combination of these methods. The choice of a particular method depends on the type of a cooperative. If all its costs are easy to calculate in advance, it is better to use membership dues, otherwise it is better to use a trade margin, its value adjusted by members each year so that the mark-up should correspond to the cooperative's spending value.

Cooperative management. It is necessary to determine who will carry out the current management of the cooperative and on what conditions.

The structure and authorities of the management and control bodies of the agricultural cooperative are described in detail in the Federal Law "On Agricultural Cooperation".

The management and control bodies should be formed at the organizational general meeting. The cooperative can additionally hire an executive director, endowing it with separate powers of the executive bodies. A chief accountant can be recruited by a cooperative - but this is optional, and the chairman or the executive director can assume the corresponding duties.

In general, administrative and technical personnel, like in any other organization, is formed on the basis of the specific needs. Employees of a consumer cooperative do not have to be its members.

The only internal normative document of an agricultural consumer cooperative is its charter. The charter should not copy the norms of the Law, but specify the conditions of the cooperative activity, the rights and duties of its members, the peculiarities of using property (whereas the law gives general ideas to these issues).

Agricultural consumer cooperatives are required to comply with the requirements of the Federal Law "On Accounting". All cooperatives (except ACCC) can conduct simplified accounting, including the compilation of simplified accounting (financial) reports. The accounting (financial) reporting of a cooperative is subject to approval by the General Meeting after its audit by the audit union and is submitted it to the FTS Inspectorate once a year, until April 1.

Agricultural consumer cooperatives calculate the tax base by the same rules and pay taxes at the same rates as business companies, partnerships, individual entrepreneurs. Agricultural consumer cooperatives (processing, marketing (trading), supplying, horticultural, gardening, livestock), where the income share from the sale of agricultural goods of their members' own production, including the products of primary processing, produced by these cooperatives of agricultural raw materials of their members' own production, as well as from the work performed (services) for members of these cooperatives, is at least 70% in the total income of the sales of goods (works, services), can apply for the taxation regime "single agricultural tax".

Thus, the taxation of ACCs has minimal differences from other enterprises of the same specialization:

  • a common system can be used (as with any processing or trading enterprise);
  • the STS can be applied to the "income" or "income-expenditure" basis (as well as with any processing or trading enterprise);
  • in some of the above cases, the SAT may apply.

The choice of a particular taxation system to be applied in an ACC should be based on the specific nature of the cooperative's activities.

The document was prepared on the basis of the materials of the RNO "Agrocontrol" (http://www.agrokontrol.ru) and the legislation of the Russian Federation

 

 

Templates of documents

Charter of the credit agricultural consumer cooperative (there IS an executive director)

Charter of the credit agricultural consumer cooperative (NO executive director)

Charter of the agricultural consumer credit cooperative of the first level

Charter of agricultural consumer credit cooperative of the second level

The Federal Law "On Agricultural Cooperation"

 
This section presents the materials of the service "Life situations" of the  SME Business Navigator Portal. A full set of articles is available after registration on SME Business Navigator Portal.

Как создать
сельхозкооператив

Как создать сельскохозяйственный потребительский кооператив

Сельскохозяйственные потребительские кооперативы

 

Кооперация малых и средних сельскохозяйственных товаропроизводителей осуществляется через создание специальных юридических лиц – сельскохозяйственных потребительских кооперативов (далее – «СПоК»). Деятельность СПоК регулируется Федеральным законом от 08.12.1995 г. № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» (далее – Федеральный закон № 193-ФЗ).

СПоК – это некоммерческая организация, членами которой являются сельскохозяйственные товаропроизводители (СХО, КФХ, владельцы ЛПХ), которые самостоятельно владеют средствами производства (включая землю), используя их, производят сельскохозяйственную продукцию, которая принадлежит им на праве собственности, распоряжаются выручкой от реализации.

Создание СПоК позволяет объединить одну или несколько функций, выполнение которых менее выгодно для каждого члена СПоК по отдельности. При этом не менее 50% объема работ (услуг), выполняемых обслуживающими, перерабатывающими, сбытовыми (торговыми), снабженческими, садоводческими, огородническими и животноводческими кооперативами, должно осуществляться для членов данных кооперативов.

Два и более производственных и (или) потребительских кооператива могут образовывать СПоК последующих уровней, вплоть до всероссийских
и международных потребительских кооперативов. Членами СПоК последующего уровня могут быть только кооперативы предыдущего уровня.

Смысл регистрации СПоК состоит в том, чтобы объединить в нём одну или несколько функций, выполнение которых менее выгодно для каждого члена кооператива по отдельности, чем для каждого вместе. Цель создания СПоК – повышение благосостояния его членов – независимых сельскохозяйственных товаропроизводителей – за счёт эффекта масштаба. Превратить эффект масштаба в повышение доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей возможно только потому, что «клиенты» кооператива и его «владельцы» - это одни и те же лица: это один из важнейших принципов кооперации.

СПоК делятся на виды в зависимости от тех услуг, которые они оказывают своим членам:

– перерабатывающие;

– снабженческие;

– сбытовые;

– обслуживающие;

– садоводческие, огороднические и животноводческие.

В создании СПоК есть универсальные и специфические черты.

К универсальным чертам относится сам процесс подготовки и осуществления государственной регистрации.

СПоК, кроме сельскохозяйственного потребительского кредитного кооператива (далее – СПКК) может быть учреждён не менее чем 2 юридическими или не менее чем 5 физическими лицами (для СПКК эти ограничения – 5 или 15 соответственно). Создание кооператива оформляется протоколом, который представляется в территориальную ИФНС вместе с нотариальным заявлением по форме Р11001, уставом и платёжным поручением об оплате государственной пошлины.

К специфическим чертам создания СПоК относится достижение членами кооператива взаимной договорённости по следующим вопросам.

Сущность деятельности кооператива. Члены должны чётко осознавать, в чём именно будет состоять эффект масштаба и за счёт чего он возникнет. Данный аспект должен быть отражён в технико-экономическом обосновании деятельности кооператива (ТЭО, иногда используется термин «бизнес-план»).

Источники финансирования деятельности кооператива. Кооператив может финансироваться или членскими взносами, или за счёт наценки (по аналогии с коммерческой организацией), или совмещать оба этих способа. Выбор конкретной формы зависит от специфики кооператива. Если все его затраты легко заранее просчитать – лучше использовать членские взносы, в ином случае лучше использовать торговую наценку, величина которой будет ежегодно корректироваться членами с тем, чтобы наценка максимально соответствовала величине расходов кооператива.

Управление в кооперативе. Необходимо определить, кто будет осуществлять текущее руководство кооперативом и на каких условиях.

Структура и полномочия органов управления и контроля сельскохозяйственного кооператива подробно описаны в Федеральном законе «О сельскохозяйственной кооперации».

Органы управления и контроля должны быть сформированы на организационном общем собрании. Кооператив дополнительно может нанять исполнительного директора, наделив его отдельными полномочиями исполнительных органов. В кооперативе может быть принят на работу главный бухгалтер – но его может и не быть, соответствующие обязанности может возложить на себя председатель или исполнительный директор.

В целом административно-технический персонал, как и у любой иной организации, формируется, исходя из потребностей. Сотрудники потребительского кооператива не обязаны быть его членами.

Единственным внутренним нормативным документом сельскохозяйственного потребительского кооператива является его устав. Устав должен не копировать нормы Закона, а конкретизировать условия деятельности кооператива, права и обязанности его членов, особенности использования имущества (тогда как закон даёт общие решения данных вопросов).

Сельскохозяйственные потребительские кооперативы обязаны исполнять требования Федерального закона «О бухгалтерском учёте». Все кооперативы (кроме СПКК) могут вести упрощённый бухгалтерский учёт, включая составление упрощённой бухгалтерской (финансовой) отчётности. Бухгалтерская (финансовая) отчётность кооператива подлежит утверждению Общим собранием после её проверки ревизионным союзом и представляет в Инспекцию ФНС один раз в год, до 1 апреля.

Сельскохозяйственные потребительские кооперативы исчисляют налоговую базу по тем же правилам и уплачивают налоги по тем же ставкам, что и хозяйственные общества, товарищества, индивидуальные предприниматели. Сельскохозяйственные потребительские кооперативы (перерабатывающие, сбытовые (торговые), снабженческие, садоводческие, огороднические, животноводческие), у которых доля доходов от реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства членов данных кооперативов, включая продукцию первичной переработки, произведенную данными кооперативами из сельскохозяйственного сырья собственного производства членов этих кооперативов, а также от выполненных работ (услуг) для членов данных кооперативов составляет в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) не менее 70%, могут применять режим налогообложения «единый сельскохозяйственный налог».

Таким образом, налогообложение СПоК имеет минимальные отличия от других предприятий той же специализации:

  • может применяться общая система (как и любым перерабатывающим или торговым предприятием);
  • может применяться УСН по базе «доходы» или «доходы-расходы» (как и любым перерабатывающим или торговым предприятием);
  • в отдельных вышеуказанных случаях может применяться ЕСХН.

Выбор конкретной системы налогообложения для применения в СПоК должен совершаться исходя из специфики деятельности кооператива.

 

Документ подготовлен на основе материалов РСО «Агроконтроль» (http://www.agrokontrol.ru) и законодательства Российской Федерации.

 


 

Шаблоны документов

Устав кредитного сельскохозяйственного потребительского кооператива (ЕСТЬ исполнительный директор)

Устав кредитного сельскохозяйственного потребительского кооператива (НЕТ исполнительного директора)

Устав сельскохозяйственного потребительского кредитного кооператива первого уровня

Устав сельскохозяйственного потребительского кредитного кооператива второго уровня

Федеральный закон «О сельскохозяйственной кооперации»


В разделе представлены материалы сервиса «Жизненные ситуации» Портала Бизнес-навигатора МСП. Полный набор статей доступен после прохождения регистрации на Портале Бизнес-навигатора МСП.